новости регионов
ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 НоябряЭ.А.Быстров
-
1 НоябряВ.Д.Кривов
-
1 НоябряЛ.А.Смолякова
-
1 НоябряЛ.А.Швецова
-
2 НоябряА.А.Аксенов
-
2 НоябряИ.В.Губенко
-
2 НоябряВ.П.Малюгин
-
3 НоябряС.А.Воробьев
-
3 НоябряМ.Г.Горлачев
-
3 НоябряА.В.Лидер
-
4 НоябряФ.Н.Маричев
-
4 НоябряВ.П.Науменко
-
6 НоябряС.С.Верин
-
6 НоябряС.С.Иванов
-
8 НоябряС.А.Галаганов
-
8 НоябряЕ.В.Добровольская
-
8 НоябряА.В.Сибирев
-
8 НоябряЮ.М.Торхов
-
8 НоябряФ.К.Шаймарданов
-
9 НоябряЛ.Ф.Трощенко
-
9 НоябряГ.Х.Шагаев
-
10 НоябряН.С.Березовский
-
10 НоябряТ.А.Маричева
-
11 НоябряН.А.Голубев
-
12 НоябряО.В.Коробова
-
13 НоябряН.В.Селезнева
-
13 НоябряЮ.Г.Шмаль
-
14 НоябряН.Н.Власов
-
14 НоябряА.В.Одинцева
-
15 НоябряА.Х.Трушников
-
16 НоябряН.И.Егорова
-
16 НоябряА.Э.Коровин
-
17 НоябряЖ.Б.Сигал
-
17 НоябряВ.А.Тарасов
-
18 НоябряЕ.И.Галаганова
-
18 НоябряА.А.Тюкалов
-
19 НоябряЮ.А.Карпов
-
20 НоябряВ.М.Иванченко
-
20 НоябряЛ.П.Немце-Петровская
-
20 НоябряС.Л.Харченко
-
20 НоябряА.В.Зарубина
-
21 НоябряИ.Б.Кочеткова
-
22 НоябряН.П.Захарченко
-
23 НоябряА.М.Колесников
-
23 НоябряМ.О.Стародубов
-
24 НоябряЛ.Б.Галицкова
-
25 НоябряИ.И.Капитанов
-
26 НоябряГ.А.Белых
-
26 НоябряИ.В.Литовченко
-
27 НоябряИ.Ф.Ефремов
-
27 НоябряН.С.Ломакин
-
27 НоябряГ.Н.Шашин
-
28 НоябряА.Н.Успенский
-
29 НоябряВ.Г.Малышкин
-
30 НоябряН.А.Костин
-
30 НоябряА.П.Недогода
-
30 НоябряН.К.Трифонов
Праздники России
Курсы валют
| 27.08 | 26.08 | ||
![]() |
USD | 91.7745 | 91.6012 |
![]() |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Как я попал на Самотлор
|
|
Нижневартовск образца 1972 года, в который я попал на преддипломную практику, представлял из себя новорожденный город: ему было всего лишь несколько месяцев. 9 марта 1972 года рабочему поселку решением президиума Верховного Совета РСФСР только присвоили статус города. В то время в нем проживало 23 тысячи жителей. В том же году в октябре было открыто воздушное сообщение по маршруту Нижневартовск – Москва.
|
|
Столица Самотлора жила в ожидании перемен. Уже три года шло промышленное освоение Самотлора. Архитекторы к этому времени придумали генеральный план застройки Нижневартовска. План предусматривал строительство городского центра и шести микрорайонов, рассчитанных на 50 тысяч жителей. Как говорили местные жители, на нефти как на дрожжах стал расти Нижневартовск. По реке оживленно шли баржи с грузами. Город был молодой, почти без пенсионеров: это бросалось в глаза. Средний возраст его жителей в начале семидесятых годов составлял всего лишь 23 года. В Тюмени, может быть, и было комфортнее, но Нижневартовск молодым подходил, наверное, больше.
Как-то мне в руки попалась информация Нижневартовского статистического управления: «Ежемесячно справляется 60 – 70 свадеб. Рождаемость – 29–30 малышей на тысячу жителей». Свадебные картежи непременно неслись по бетонке к памятной стеле 1-ой скважины Самотлора, установленной на 30-м километре от города около дожимной насосной станции -3 (ДНС-3) будущего комплексного сборного пункта- 3 (КСП-3) на берегу озера. А пока не положили бетонку, перемещались вартовчане преимущественно на вездеходах. Некоторым жителям Вартовска, когда вода поднималась, приходилось на катере добираться до работы. Но никто не жаловался. Неустроенный быт переносили легко, я бы сказал, шутя.
На преддипломной практике, а проходила она с декабря по февраль, я приложил максимум усилий, и, как сказали мои старшие товарищи, «проявил заинтересованность и творческий подход». Стажироваться меня отправили в цех автоматизации производства НГДУ «Нижневартовскнефть» имени В.И. Ленина на участок №1, возглавляемый Владимиром Григорьевичем Тихоновым. Здесь, на ДНС-1, еще доводили до ума первый ПАТ «Нефтяник», увиденный мною по телевизору. Бывал я и на ДНС-2.
Мне повезло с наставниками. Работал вместе с Геннадием Лопаткиным, братьями Валерием и Сергеем Удовенко. Познакомился с наладчиками системы телемеханики – Валерием Михеевым, Рауфом Сафаровым, а также с нефтяниками: Виктором Николаевичем Ивановым– начальником промысла, Евгением Васильевичем Большагиным – мастером по добыче нефти и газа, Александром Ивановичем Суздальцевым – оператором по добыче нефти и газа, и многими другими.
Время на практике зря не терял. За три месяца многое изучил.
В добыче нефти – работу автоматизированной групповой замерной установки (АГЗУ) «Спутник-1500», блок местной автоматики (БМА), аппаратуру контролируемого пункта, систему телемеханики ТМ-600 (ПАТ «Нефтяник»).
В системе поддержания пластового давления (ППД) – водораспределительные гребенки; насосные агрегаты и аппаратуру АБН (Автоматика блочных насосных агрегатов).
Поселили меня в общежитии №19, очень комфортабельном по тем временам (в каждой комнате туалет с душем, мини-кухня). Жили мы вчетвером – два оператора подземного ремонта скважин и один геолог. Замечательные, душевные люди. Трудились они по вахтам, готовили еду по очереди вскладчину. И я, естественно, присоединился к ним, к их укладу. Но вскоре стало очевидно, что этот уклад мне не совсем подходит. Все ужины концентрировались вокруг пол-литры, и ни одной. Все мужики, как я уже сказал, были хорошие, работящие. Только ужин без бутылки они не представляли, и я почувствовал, что противостоять этому ритуалу не смогу. И тут на выручку мне пришли лыжи. Они меня, можно сказать, спасли от ежевечерних застолий. По вечерам каждый день стал тренироваться, особенно усиленно в выходные. Мужики с пониманием отнеслись к моей затее, водкой больше не нагружали.
В один из выходных дней в начале 1973 года я на лыжне познакомился с Владимиром Уриеловичем Литваковым. Я был еще студентом, а он уже главным геологом НГДУ «Нижневартовскнефть» имени В.И. Ленина. Наше общение продолжилось, когда уже защитив диплом, я приехал в Нижневартовск на постоянную работу. Часто после лыжных забегов в парке, напротив первой автостанции, мы подолгу разговаривали. Я с интересом слушал его рассказы о том, как залегает нефть, о многопластовой структуре Самотлорского месторождения, о методах его разработки, о законтурном, внутриконтурном заводнении и водонефтяном контакте. Уже тогда я начинал понимать важность и необходимость правильного и надежного контроля за разработкой месторождения. Догадывался, что без современных средств автоматизации, которые дают оперативную информацию о дебитах скважин, осуществлять такой контроль почти невозможно. Таким образом, значимость той специальности, которой я обучался в институте, в моих глазах с каждым днем только росла. Так что первые шаги на Самотлоре еще раз убедили меня в правильности выбранного пути. За автоматикой – будущее. В этом я нисколько не сомневался.
|
|
|
|
Сергей БАРЫШНИКОВ

